Почему мы так говорим: СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ ?
Известно, что уже около 6000 лет до н. э. на Ниле знали парус. Однако долгое время он был примитивным. Даже когг - типичное транспортное судно Ганзы, широко разветвленной купеческой организации XIV - XVI веков, имел одну мачту и парусное вооружение, мало приспособленное к лавировке. А поэтому подобные суда были вынуждены в случае встречного ветра становиться на якорь и дожидаться, пока ветер не станет попутным. Это обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов и сторониться открытого моря. Осадка корабля того периода не превышала 2 м в грузу, поэтому опытные кормчие старались иметь под килем не менее 7 футов (примерно 2,1 м), с тем чтобы даже на волне их не ударяло о грунт. Отсюда, должно быть, и пошло доброе пожелание: "Попутного ветра и семь футов под килем.
КАПИТАН ЗА БОРТОМ.
Выполнявший рейс по маршруту "Таборы-Пуксинка" буксир на целых полчаса оказался без командования. В какой-то момент до штурвального дошло, что он не слышит обычной ругани и матерков своего капитана. Недоуменно покрутив головой, он обратился за дельным советом к проходящему мимо рубки стармеху. Тот в ответ развел руками и сказал, что так бы оно почаще, так и вообще работать можно было. Но потом забеспокоился и ринулся на поиски. На небольшом судне они не заняли много времени. Буквально через пять минут обнаружилось полное отсутствие капитана, что, сами понимаете, ЧП! Старпом уже дал приказ "полный назад", то бишь идти искать, как из воды послышался знакомый мат, который на этот раз просто ласкал слух и души. Вытащив родного командира на борт, обогрев и пожалев, все приступили к расспросам. Выяснилось, что зело нетрезвый капитан чего-то усмотрел за бортом, перегнулся вниз и при очередном ударе о волну свалился в воду. Несмотря на крики, отряд не заметил потери бойца, и тому пришлось плыть вслед удаляющемуся транспорту довольно продолжительное время по холодной в это время года воде.
НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ.
В 1907 г. произошла одна из самых невероятных морских катастроф. Сильный туман опустился над Бристольской бухтой. В непроницаемой мгле два буксира самым малым ходом вели к причалу элегантный четырехмачтовый корабль "Жаклин". Посреди залива на самом краю гряды скал высился невидимый в тумане маяк Вулф Рок, около которого фарватер раздваивался. Один из буксиров стал осторожно огибать маяк с левой стороны, а другой - с правой... Неожиданный удар потряс башню маяка. Испуганные смотрители выскочили наружу и прямо перед собой увидели огромный парусник, у которого в результате столкновения с маяком была разворочена вся носовая часть. После этого происшествия маяки стали оснащаться сиренами и колоколами.
ТРУДНО БЫТЬ РОБИНЗОНОМ.
Сколько времени можно прожить на необитаемом острове? На таком, где нет ни плодовых деревьев, ни диких коз, кроликов, уток и прочих съедобных существ? Ответ на этот вопрос пытался дать один югославский журнал, организовавший специальную экспедицию. Тридцать добровольцев высадили на необитаемый остров Корнат в Адриатическом море. Питались они только тем, что могла им предоставить скудная флора и фауна этого каменистого, без единого деревца, острова: ловили рыбу (руками!) и раков, собирали стебли и корни. Некоторые из робинзонов потеряли в весе до 20 кг. Через 10 дней эксперимент пришлось прекратить.
ПОД КУПОЛОМ ЦИРКА.
Ральф выступает на арене водного цирка в американском городке Сан-Маркос. Номер его неизменно проходит с шумным успехом: Ральф плавает несколькими стилями, в том числе и на спине, прыгает с трамплина. Как утверждает реклама цирка в Сан-Маркосе, "Ральф - суперзвезда, первый в мире плавающий поросёнок".
СВОЙ ЧЕЛОВЕК НА ДНЕ.
Жителю Ливерпуля Дэвиду Кэмтхорну захотелось устриц. Причем непременно свежих! Он облачился в водолазные доспехи, взял мешок для улова и опустился на дно. Не успел осмотреться, как увидел другого водолаза. "Неопытный, - подумал Дэвид, принявшись за дело, - даже не сообразил взять мешок!" Однако "коллега" извлек из кармашка... полицейский жетон. Подводный постовой заставил незадачливого ловца подплыть к объявлению: "Рыбная ловля и ловля устриц запрещены", а уже на суше вручил соответствующую квитанцию.
ПОЛЬЗА УРОКОВ ИСТОРИИ.
Шкипер Виктор де Паапа из Брюгге после крайне неудачного рыболовного сезона в открытом море решил попытать счастья в английских территориальных водах. Коллеги, зная, сколь чувствительны англичане к такого рода экспедициям, пытались было отговорить его, но оказалось, что находчивый фламандец позаботился о юридической стороне предприятия. Он ссылается на грамоту короля Карла II. 300 лет назад в знак признательности за гостеприимство, оказанное ему гражданами Брюгге в годы изгнания, британский монарх даровал 50-ти из них право промысла в английских водах. Хитроумный шкипер ловит рыбу, а английские стряпчие роются в родословных, безуспешно пытаясь доказать, что он не имеет никакого отношения к тем славным его землякам...
РЕЗЕРВЫ ЭНЕРГЕТИКИ.
Колоссальная энергия морского волнения до сих пор приносила только вред. По подсчетам американских ученых, "полная мощность" Мирового океана составляет 90 000 млрд. кВт. Во многих странах предпринимаются усилия, направленные на использование этих фантастических запасов энергии. В Англии ведутся испытания четырех типов технических устройств, работающих благодаря энергии морских волн. В Японии уже почти 300 навигационных знаков освещаются электричеством, вырабатываемым генераторами, приводимыми в движение волнами.
ЧЕЛОВЕК ИЛИ ЛОДКА?
Роберт Менри (журналист, переплывший Атлантику на швертботе "Тинкербел") считал, что на шуточный вопрос: кто важнее - лодка или человек, приходится ответить, что важнее лодка! Известны же многие случаи, когда "дори", потерянные рыболовными судами на западе Атлантики, находили на другой стороне океана, однако пока еще не бывало такого, чтобы человек переплыл океан без лодки! Примером может служить история 15-метрового парусника "Колумбина". В один январский день (в конце прошлого века), когда судно, имея на борту небольшой груз и единственного пассажира - частично парализованную женщину по имени Бетти Моуэт, шло в Лервик, оборвался гика-шкот. Тяжелый гик начал перелетать с борта на борт в такт сильной качке судна. Капитан и его помощник пытались завести новый трос, но из-за сильного крена оба одновременно упали за борт. Помощник тут же вскарабкался на палубу и вместе с последним - третьим - членом команды спустил шлюпку, оба спрыгнули в нее и отправились спасать капитана. Капитана они так и не нашли, но и "Колумбину" догнать не смогли. Они добрались до берега и подняли тревогу, однако обнаружить "Колумбину" в штормовом море не удалось. Путешествие Бетти Моуэт длилось восемь дней. Она не могла даже выйти на палубу и свыклась с мыслью о неизбежной гибели. "Колумбина" благополучно пересекла Северное море чуть ли не по прямой и села на мель у берегов Норвегии: пассажирка была спасена.
ВНИМАНИЕ: АТАКУЕТ НЕСАМОХОДНЫЙ ФЛОТ!
Служба Береговой охраны США объявила тревогу и дала срочное указание всем судам в низовьях Миссисипи немедленно покинуть акваторию реки и выйти в море или укрыться в ближайшем порту. Большинство капитанов непонятный приказ игнорировали и спокойно продолжали держать курс вверх по реке: барометр не предвещал ничего тревожного. Когда выяснилось в чем дело, было уже поздно. Оказывается, вниз по Миссисипи течением несло более ста барж, разбросанных по всей ширине могучей реки. Несколько барж, кое-как поставленных на отстой, неожиданно сорвало с якорей. Устремившиеся вниз неуправляемые баржи врезались в караван из 90 барж и отрезали эту гигантскую связку от буксиров. Прежде чем силами Береговой охраны удалось посадить неуправляемые баржи на мель, они успели потопить огромный плавучий док и несколько больших катеров.
БЕССЛОВЕСНЫЕ ЗАЛОЖНИКИ.
В течение нескольких столетий в Англии существовал закон, согласно которому потерпевшее аварию судно, на борту которого не окажется ни одного живого существа, становится достоянием казны. В связи с этим все английские капитаны обязательно держали у себя собаку, кошку или канарейку в клетке, ибо они, даже во время крушения, всегда оставались на судне, когда команда покидала его, спасая свою жизнь. Это гарантировало судно от конфискации...
ПОЧТИ РОДСТВЕННИКИ.
Когда гавайская королева гостила в Англии, ее приняла в Букингемском дворце королева Виктория. Во время беседы гостья между прочим сказала, что в ее жилах тоже течет английская кровь. - Как это может быть? - удивилась королева Великобритании, - Мои предки съели капитана Кука.
ЧЕЛОВЕК ИЛИ СУДНО?
Американский врач Легге преодолел вплавь весь Панамский канал - от начала до конца. Самым сложным оказалось начало путешествия. Как только Легге вошел в воду, его немедленно выловили и вытащили на берег... таможенные власти для уплаты соответствующей пошлины. Поскольку в разрешающих проход каналом инструкциях говорилось только о судах, Легге пустили в воду не раньше, чем он уплатил за себя налог как за судно регистровой вместимостью менее одной тонны.
"МАУГЛИ" С СУМАТРЫ.
Бамбуковый плот, на котором несколько жителей Суматры переплывали пролив, перевернулся. Из находившихся на плоту пятерых детей спасли только одного малыша. Остальных отыскать не удалось. Недавно местные охотники обнаружили в заболоченных джунглях девочку, которая оказалась одной из пропавших. За шесть лет, проведенных в джунглях, Имий-ати (сейчас ей 12 лет) отучилась разговаривать, но довольно свободно объяснялась жестами.
СЮПРИЗ СО ДНА МОРЯ.
Отдыхающий на одном из турецких курортов американец-археолог случайно завел разговор с местными собирателями губок. Он спросил, не встречали ли они на дне чего-нибудь необычного? Самый молодой из ныряльщиков показал ему место, где "полно непонятных предметов, напоминающих каравай хлеба с ушами". Так было сделано крупнейшее на Средиземном море открытие последних лет - найден груженный медью, оловом и золотыми слитками корабль, затонувший около 3400 лет назад в эпоху фараона Тутанхамона (или его предшественника Эхнатона). Первые же поднятые со дна находки - 300-килограммовые каменные якоря - привели исследователей в восторг.
СОЛЁНЫЕ СУДА.
С незапамятных времен владельцы деревянных судов, занимавшиеся перевозкой грузов вверх по Волге, старались получить в первый рейс на новом судне полный груз соли, отказываясь, подчас, от перевозки других, более выгодных грузов. Такая "уступчивость" вызывалась чисто деловыми соображениями: деревянное судно, загруженное солью, во время длительного плавания настолько пропитывалось ею, что после этого уже практически не подвергалось гниению и служило вдвое дольше. Многовековой народный опыт был использован и в русском военно-морском флоте. Вице-адмирал Шанц, заказывая в середине прошлого века на американских верфях деревянный фрегат "Камчатка", добился, чтобы весь материал для сооружения корпуса был пропитан в растворе соли. И если обычный срок службы военного корабля из дерева официально исчислялся в 10 лет, то "Камчатка" успешно проплавала 15 кампаний. Самое удивительное - на ней не надо было заменять ни одной доски, бимса или шпангоута. Ни разу не пришлось менять и конопатки в пазах между досками обшивки, что на других судах производили чуть ли не ежегодно.
РЫБНЫЙ ДОЖДЬ.
Пожилой лондонец Р. Лэнгтон готов был поклясться, что так не бывает. До того дня, когда рано утром после проливного дождя он выглянул в окно и увидел, что весь его приусадебный участок устлан густым "ковром" из... живой рыбы. "Я слышал ночью, что сильно лил дождь..." - только и мог объяснить он репортерам. Смерч "засосал" воду Темзы с рыбой, поднял ее в воздух и "опустил" в 2,5 мили от берега именно у дома Р. Лэнгтона. Это первый зарегистрированный в Лондоне случай "летающей" рыбы.
ГЛАВНОЕ НЕ ОШИБИТЬСЯ.
Капитан Буль каждое утро первым делом открывал свой сейф, вынимал листок бумаги, внимательно читал его и лишь после этого приступал к своим капитанским обязанностям, Весь экипаж долго гадал, что написано на бумажке. Однажды боцману удалось подобрать ключ. На заветном листке было написано; "Памятка! Штирборт - правый борт, бакборт - левый борт".
О ЧЕМ НЕ ПОДУМАЛ ДАНИЕЛЬ ДЕФО.
Приключения Робинзона Крузо долго не давали покоя молодому голландцу Антону ван дер Ватеру. По моде XX века он решил "смоделировать" подвиг героя любимой книги. Захватив набор инструментов, мешочек семян и многозарядный карабин (вместо мушкетов), в начале 1965 г. он устроился на одном из бесчисленных островков Карибского моря. Однако даже первых всходов на своей личной плантации он не дождался! Европеец, не привыкший к горячим лучам тропического солнца, был спасен лишь случайно: его сняли с острова с сильнейшими ожогами кожи. Но это не остановило Антона. Выйдя из больницы, он нанял баркас, который и доставил его на другой необитаемый остров. На этот раз "Робинзон" захватил мази от ожогов и обзавелся кое-какой современно.й техникой, включая радиопередатчик.
СУДЬБА "ПЕРВЕЙШЕГО ВОЛЖСКОГО ЛОЦМАНА".
Костромичам известен дом № 14 по улице Лермонтова. Здесь некогда жил богатый пароходчик Гордей Чернов - прототип героя горьковской повести "Фома Гордеев". Писатель был хорошо знаком с этим типично русским самодуром-купчиной. Знал он и то, что славился Чернов как феноменальный знаток фарватера от Твери до самой Астрахани. Когда в жаркие лета Волга мелела и все другие судовладельцы отправляли свои баржи с недогрузом, чтобы уменьшить осадку, Чернов становился за штурвал и сам проводил караваны с до отказа загруженными баржами через все мели и перекаты. Фирма процветала, но вдруг в зените славы "первейший волжский лоцман" исчез. Разнесся слух, что его утопили завистники. Миллионное дело, перешедшее в руки наследников, сразу же пришло в упадок. И только еще через несколько лет выяснилось, что Чернов скрылся в монастыре, чтобы "замаливать грехи".
МОРСКИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ.
Во Франции, на Лазурном берегу создана подводная полиция для борьбы с браконьерами-аквалангистами, хищнически истребляющими рыбу. Морские полицейские прошли солидную подготовку: могут прыгать с вертолетов в воду и нырять на глубину до 40 метров.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ДОКТОРОМ!
Врач голландского корабля "Нептун", любивший прописывать при желудочных заболеваниях морскую воду, поскользнулся и упал за борт. Капитан, услыхав шум, выскочил наверх и спросил у первого попавшегося матроса: "Что случилось?" "Ничего особенного, - ответил тот, - доктор упал в свою аптеку..."
БЫВАЕТ И ТАК.
Когда шеф портовой полиции (ФРГ) получил рапорт о столкновении большой моторной яхты с... легковым автомобилем, он расценил это как шутку. Однако оказалось - все гораздо хуже. Роскошный лимузин одного из видных бизнесменов по недосмотру водителя был поставлен на пирсе так, что его багажник зависал над водой. Капитан подошедшей к берегу яхты другого бизнесмена, не менее видного, не заметил этого, и зацепил автомобиль шлюпбалкой.
ДОСТАВКА ПОЧТЫ.
В 1952г. у берегов Австралии потерпел крушение американский траулер. Экипаж судна с трудом добрался до необитаемого острова у северного побережья континента, однако на смену радости пришло отчаяние - на острове не было ни воды, ни растительности, судоходные трассы проходили далеко в стороне... Капитан траулера Александр Росс на клочке бумаги описал случившееся, запечатал письмо в бутылку и бросил в океан... Судьба пощадила моряков - через пару дней их обнаружил другой траулер. Пережитое оставило такой глубокий след в душе Росса, что он решил навсегда расстаться с морем. Вернувшись домой, капитан купил ранчо в Уэверли (Новая Англия). Весной 1955г., прогуливаясь по берегу, он наткнулся на бутылку, обросшую ракушками. Удивлению Росса не было предела, когда из бутылки он извлёк собственное послание, брошенное в океан три года назад!
ПРАВО И СИЛА.
В старину действовало неписанное правило: открытие новых земель без действительного их занятия не составляет права на обладание ими. Такая трактовка была на руку завоевателям, беззастенчиво расширявшим свои заморские владения, и в частности - Испании, бывшей когда-то могущественной морской державой. Но вот однажды испанский двор обратился к английской королеве Елизавете с просьбой, чтобы ее подданные освободили какой-то пункт на южноамериканском побережье, поскольку когда-то открыт он был испанцами. Елизавета, внимательно выслушав пространную речь посла, коротко ответила, что, действительно, открыли эти земли испанцы, но тогда там не было пушек, а если теперь им понадобилось вновь открыть те же места - пусть они попробуют это сделать еще раз...
СОВЕТЫ ПАССАЖИРАМ.
В начале Нашего века в одном из путеводителей, составленном английской судоходной компанией и выдававшемся пассажирам трансатлантических пароходов вместе с билетом, содержались довольно ценные рекомендации: Не считай, что всем известно высокое положение, которое ты занимаешь у себя дома. Никогда не пробуй фамильярничать с капитаном, а тем паче высказывать ему свое неудовольствие по поводу разных мелких неурядиц. Не развлекай нервных дам рассказами о кораблекрушениях и судах, исчезнувших при загадочных обстоятельствах. Не пытайся учить членов экипажа морскому делу. Не утверждай, что ты не подвержен морской болезни, пока не сойдешь на берег.
ВСЕ НАОБОРОТ.
- Не случайно,- утверждает поляк Юлиан Червинский (автор книжки "Восемь лет на океанах"), - Кокосовые острова в Индийском океане называют "островами, где все наоборот". Еще бы! Крабы здесь питаются кокосовыми орехами, рыбы едят кораллы, собаки ловят рыб, люди катаются на черепахах, раковины представляют собой опасные ловушки, а на верхушках пальм живут крысы.
ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ.
В 1938 г. в США произошёл такой случай. Житель одного из приморских районов (штат Массачусетс) Уолтер Шор, будучи в Нью-Йорке, купил в универмаге барометр и попросил отправить ему покупку по почте. Через несколько дней, получив и распаковав барометр, он увидел, что стрелка почему-то стоит в самом крайнем положении и указывает на "Ураган". Шор тряс барометр, бил по нему кулаком - стрелка не двигалась с места. Тогда он вновь упаковал прибор, вложил в посылку письмо с требованием заменить неисправный барометр, сел в машину и поехал в город за несколько десятков миль - на почту. Когда он вернулся, то не нашёл на месте ни своей любимой яхты, ни летнего домика - их снёс ураган.
НЕВЕРОЯТНЫЙ ЧЕМПИОНАТ.
Во Франции завершился четвертый (I) чемпионат мира по гребле в ваннах, в котором приняли участие 100 гребцов. Накал страстей был таков, что на середине 600-метровой дистанции три "судна" залило через борт и их капитанам пришлось "принять ванну". Победители - водопроводчики Жан Ференти и Пьер Лантернье - выиграли состязание с преимуществом в целых 2 мин: их "Дракон" представлял собой диковинный катамаран из двух ванн, поддерживаемых на поверхности специальной конструкцией: они достигли финиша за 7 мин.
МОРСКИЕ ДУХИ.
На переходе из Валенсии в Дублин во время сильной качки вахтенный теплохода "Пхеньян" услышал в полночь сквозь шум ветра и волн жуткое завывание, доносившееся из наглухо закрытого трюма. Обеспокоенные матросы разбудили капитана, чтобы и он послушал "злых духов". Но позже оказалось, что духи здесь ни при чём: в Валенсии судно приняло на борт несколько больших ящиков с ... куклами, которые при каждом наклоне хором произносили "ма-ма" !
ЗЕНИТЧИК-ЛЮБИТЕЛЬ.
ФБР торжествует: выслежен и арестован преступник, представляющий особую опасность - обвиняемый ни много ни мало в стрельбе по морским бомбардировщикам стратегической авиации. Он оказался неплохим стрелком: прокурор утверждает, что подсудимому удалось добиться попаданий по крайней мере в пять "Б-52". "Взлетая, они каждый раз пугают мой скот, - спокойно объяснил фермер Гилберт Хегермен,- стрелял я из старого винчестера просто, чтобы разрядиться. Мне и в голову не приходило, что я в них попадаю..."
СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ.
Пассажиры колесного парохода, следующего по одной из тропических рек Южной Америки, сгрудились у борта, готовясь к высадке на уже хорошо видную пристань. Неожиданно пароход загудел, резко повернул куда-то в сторону - так, что все попадали, а затем, не переставая гудеть, с полного хода вылетел на береговую отмель. Когда уцелевшие после швартовки пассажиры ринулись "выяснять отношения" в рулевую рубку, то застали очень странную картину. Капитан висел под подволоком, уцепившись за рукоятку гудка и поджав ноги. А на тумбе штурвала грелась на солнце небольшая, но очень опасная ядовитая змея. Куда делся рулевой - выяснить не могли очень долго. Как оказалось, обнаружив злобно шипящую змею, он инстинктивно выскочил из рубки и нырнул с борта в воду; почему-то рулевой уверял, что змея гналась за ним и была длиной с крупного крокодила!
НЕЗАМЕНИМОЕ СРЕДСТВО.
Заокеанская печать рекламирует новинку, выпущенную на рынок одной калифорнийской фирмой. В компьютер заложено около 5 млн. отобранных знатоками ругательств и самых грязных оскорблений на многих языках мира. Новинка рекомендуется как средство для психологической разрядки в небольших, изолированных сугубо мужских производственных группах. "Незаменимо в любой кают-компании,- гласит реклама,- на любую грубость отвечает мгновенно, электроника гарантирует неожиданность и высокий уровень ответного удара".
ДУЭЛЬ В ОТКРЫТОМ МОРЕ.
Капитаны двух конкурирующих пассажирских теплоходиков, работающих на линии между гваделупским портом Пуэнт-а-Пирр и островом Мэри-Галант, враждовали с детских лет. Соперники никогда не упускали возможности насолить друг другу, а при случае и окончательно выяснить отношения на кулаках. Любая их встреча, а встречались они регулярно, так как после рейса посещали одни и те же портовые кабаки, кончалась грандиозной дракой с участием всех посетителей, которые сразу же охотно делились на два лагеря. Обоим судовладельцам (и местной полиции) это надоело: хозяева договорились так изменить расписания рейсов, чтобы капитаны на берегу не встречались. Не помогло. Как только капитан "Марчи" усмотрел идущую навстречу "Марианну", великолепная идея осенила его: "Самый полный вперёд - идем на таран!" - закричал он и повернул на врага. Однако соперник отреагировал мгновенно и сам предпринял атаку... Жертв не было, правда, несколько слабонервных женщин оказались в обморочном состоянии. Оба суденышка прибуксировали в Пуэнт-а-Пирр с развороченными носами. А дальше - все было как обычно.
ВСЯКОЕ БЫВАЕТ.
Может ли затонуть судно, не находящееся на плаву? Оказывается, может: в истории мореплавания зафиксирован и такой вариант. В начале 1940 г. небольшой пароходик "Чили" прибыл в Вальпараисо, где был поставлен в плавучий док. Неожиданно налетевший ураган опрокинул док вместе с пароходом.
АВТОМОБИЛЬ НА ЯКОРЕ.
Смотритель маяка англичанин Джон Пикор осуществил давнюю мечту: приобрел шикарный заокеанский автомобиль. Скалистый остров, на котором находится его маяк, имеет в длину несколько километров, но дорог на нем нет и для езды на автомобиле он совершенно не пригоден. Джон покупкой доволен. Отправляясь на работу, он с наслаждением слушает гул мотора, делая почетный круг вокруг башни маяка. А по вечерам, беседуя по радиотелефону с друзьями, сетует на дороговизну бензина.
ЯЩИК С СЮРПРИЗОМ.
Английский ВМФ устроил распродажу порожней тары. Некто Френк Джоллив соблазнился огромным контейнером, из которого мог получиться прекрасный "гараж" для его катера. Когда покупку доставили на дом, то, несмотря на огромную надпись "Пустой", внутри обнаружили... боевую ракету со всеми принадлежностями и даже пакет с грифом "совершенно секретно".
ИЗ НЕВЫДУМАННЫХ ИСТОРИЙ.
Во время сильного шторма в Мексиканском заливе с панамского судна "Марвина" смыло волной 30-летнего матроса Кеннета Эноэ. Криков его никто не слышал. Моряк с ужасом провожал глазами медленно удаляющийся теплоход, на который одна за другой обрушивались огромные волны. И вдруг ему показалось, что с палубы "Марвина" сорвался вниз какой-то предмет. Соломинкой для утопающего оказалась самая настоящая спасательная шлюпка. Обессилевший Кен едва смог залезть в нее. Уцелевшие остатки аварийного запаса провизии и воды позволили продержаться первые несколько дней. После этого осталось рассчитывать только на свое искусство рыболова, которое, впрочем, не подвело моряка. Когда его подобрал направляющийся в Галвестон танкер, никто, глядя на вполне здоровый вид Кена, не верил, что это человек, пробывший в море без нормальной пищи три недели!
ИНСТРУКЦИЯ.
" В случае крайнего недостатка жизненных припасов командир судна, встретившись на пути с другим судном, может занимать таковые по взаимному согласию (условию) с капитаном, ведущим то судно, и даже против его воли и согласия, если тот, презрев законы человеколюбия, отказал в пособии терпящему бедствие. При этом должно поступать с большой осторожностью и не брать припасов более необходимого количества, чтобы не подвергнуть голоду и того, у которого они взяты. Должно брать припасы мерою и весом, оставив письменное удостоверение с обозначением условий платежа." Карманная книга морского спорта. Одесса.
НАБОЖНЫЙ КАПИТАН И ДЕВА МАРИЯ.
В сентябре 1860 г. итальянский бриг у побережья Далмации наскочил на риф, не обозначенный на картах. Судно получило пробоину. Пластырь завести не удалось, матросы бросились к помпам. Капитан, весьма набожный человек, стал молиться о спасении, преклонив колена перед стоящей в его каюте большой - почти в человеческий рост - деревянной статуей девы Марии.
Однако чем горячее молился капитан, тем быстрее прибывала вода. Стало ясно, что судно вот-вот пойдет ко дну. Рассвирепевший капитан, осыпая статую градом отборных ругательств, выволок ее из каюты и швырнул за борт.
И вдруг - помпы начали справляться с поступлением воды, полузатопленный бриг удалось кое-как довести до гавани. Когда судно поставили в док, в пробоине обнаружили застрявшую статую девы Марии, затянутую потоком воды.
ВАХТЕННЫЙ, НЕ СПИ!
К новейшим средствам, повышающим безопасность мореплавания, относится и нехитрое контрольное устройство норвежской фирмы "Робертсон электро". Через разные и все время изменяющиеся промежутки времени на том или ином посту включается зуммер и начинает мигать лампочка. Вахтенный обязан отключить сигнал контрольной кнопкой. Если же он этого не сделает, автоматически включается сигнал тревоги.
ИРОНИЯ СУДЬБЫ.
В октябре 1898 г. у западного побережья Англии свирепствовал сильный шторм. В небольшой порт Нейгал в проливе Хеллз-Маут (что буквально можно перевести как "Пасть ада") в поисках убежища зашло много судов. Несколько дней бушевала стихия. Оказались выброшенными на прибрежные скалы и погибли три судна. Но каковы были их названия! "Вера", "Идея" и "Двенадцать апостолов"...
ИЗ ИСТОРИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.
Почтовое отделение с самообслуживанием существовало уже в XVIII веке в проливе Магеллана. Это была бочка, прикрепленная к скале. Каждое судно, проходя мимо, посылало шлюпку с письмами, которые и бросались в эту бочку; одновременно из нее забиралась вся корреспонденция в те страны, в порты которых предполагало зайти судно.
Этот почтовый ящик находился под опекой всех капитанов, которым приходилось плавать в этом районе.
О ВРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Небольшой траулер "Биркдале", подготовленный к выходу в море, стоял у стенки в английском порту Гримсби, а вся немногочисленная его команда последние минуты перед рейсом проводила на берегу. С некоторым опозданием против условленного срока (задержали домашние заботы) в порту появился шкипер Симпсон - опытный моряк, прослуживший на море тридцать с лишним лет. С чувством облегчения шкипер лично отдал швартовы, лихо перескочил на палубу своего суденышка, насвистывая, встал к штурвалу и включил двигатель. Траулер пошел по реке Хамбер к выходу в море.Спустя некоторое время Симпсону понадобился кто-то из экипажа и лишь тогда он обнаружил, что на траулере кроме него никого нет.Можно представить себе недоумение собравшихся на причале рыбаков, когда они увидели судно на горизонте уходящим в плавание без них.
ГАЛИОНЫ ОСЛО.
Изящные носовые украшения старинных судов-скульптуры (за рубежом их называют галионами), когда-то украшавшие носовую часть едва ли не каждого судна, можно увидеть не только в морских музеях, но и на улицах ряда старых портов. В столице Операции Парус-78 Осло таких домов с галионами немало. Как правило, на табличках сказано, с какого судна и когда были демонтированы украшения. Здесь можно увидеть самые старые фигуры, мастерски выполненные из дерева где-то в начале XVIII века. Есть и скультуры, отлитые из металла, поражающие размерами и затейливостью. К ним относятся галионы с судов "Боливар", "Блэк Принс", "Бретань"... Город норвежских моряков свято чтит морские традиции прошлого.
"СОЗЕРЦАНИЕ НЕБА".
Петр I почти целиком ввел в свой Морской устав те меры наказания, которые существовали в Голландии и Англии (сечение кошкой, протягивание под килем с одного борта на другой, погружение в воду с конца реи с грузом на ногах и т. п.). Однако от одного из всей шкалы "рекомендованных" зарубежной практикой наказаний он все-таки отказался. Оно носило поэтическое название "созерцание неба". Наказуемого поднимали на мачту, там растягивали лицом вверх и оставляли так висеть несколько часов. Это наказание существовало в других флотах еще сто лет.
ЧУДЕСА СТРАХОВАНИЯ.
Английские страховые общества предлагают страховаться, от всевозможных неприятностей, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Так, общество "Эагле Стар" выдает специальный полис рыболовам, страхующий их от действия жарких лучей летнего солнца. Есть и "наживка". Как известно, в яркие солнечные дни рыба клюет неохотно, но застрахованных фирмой рыбаков призывают не бояться этого: убытки от неудачной рыбалки им будут возмещаться! На основании рекламных проспектов трудно сообразить, насколько "рентабельно" платить страховку и ловить рыбу тогда, когда она не ловится, чтобы получить компенсацию...
И УРАГАН БЫВАЕТ ПОЛЕЗЕН.
Сильный ураган, пронесшийся над индийским портом Бхавнагаром, не только не причинил ущерба, но и оказался весьма полезным: за несколько секунд он поднял и перенес в океан тысячи тонн песку, камней и ила. В результате акватория порта расширилась на несколько сотен квадратных метров и даже стала на 3 м глубже. Для выполнения такого объема работ силами техники понадобилось бы не менее двух лет.
НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ.
Чиновники британского Адмиралтейства, рассмотрев просьбу адмирала Нельсона о выплате ему пособия за потерянный в бою глаз, постановили отказать, мотивируя тем, что своевременно не представлена соответствующая справка. Утверждают, что наученный горьким опытом адмирал, потеряв затем еще и ногу, первым делом оформил справку и был вознагражден за аккуратность: пособие за ногу ему в конце концов вынуждены были оформить.
БОРЬБА ЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА.
Петр Первый всегда много работал сам, других работать заставлял, но бестолково организованных работ не терпел. Однажды в гавани он случайно увидел, как около сотни солдат и матросов вытаскивали из воды на берег небольшое суденышко. Руководивших ими офицеров он велел судить, а прокурору Адмиралтейства объяснил: "Такие работы нужно выполнять только 20 человекам - при помощи талей и шпилей, а ежели он, прокурор, не будет следить за этим, то его самого посадят в острог"...
КТО ЖЕ БЫЛ ПЕРВЫМ РОБИНЗОНОМ?
Из дошедших до нас источников следует, что первым человеком, проведшим несколько лет на необитаемом острове, был испанский моряк Педро Серрано. В 1540 г. он один спасся с корабля, разбившегося у берегов Перу, добрался до маленького островка и пробыл там в одиночестве три года.
О МАСШТАБАХ ПИРАТСТВА.
В 67 г. до н. э. римский цезарь Помпей был вынужден начать настоящую войну против пиратов. В кампании приняли участие почти все военные галеры, а также родосский флот. В ходе боевых действий было уничтожено 1500 пиратских кораблей и взято в плен свыше 30 тыс. пиратов. По этим двум цифрам можно представить себе, какую силу представляли пираты античной эпохи!
МЕЛКАЯ КРАЖА.
Египетское грузовое судно "Ал Гуйза" водоизмещением 3000 т после пожара отвели в порт Александрию. В ожидании ремонта оно довольно долго стояло в тихом углу у стенки... пока не исчезло. Когда хватились, судно оказалось отбуксированным за много миль и уже проданным на слом: его вовсю "разделывали" газорезчики.
В ПРИДАНОЕ - ПЛАВУЧИЙ САД.
В Бирме живет народность интха - озерные люди. На высоких бамбуковых сваях стоят в воде их дома, пагоды, школы. Снуют лодки. Перед многими домами - плавучие сады. Чтобы заложить такой сад, надо сплести плавучий настил из корней и ветвей, привезти с берега землю, а чтобы сад не уплыл - надежно его пришвартовать. Когда девушка выходит замуж, ее сад-приданое торжественно буксируют к дому будущего супруга.
ШУМ ВРЕДЕН.
Летом 1885 г. по глубоководному Иртышу шла паровая шхуна "Надежда". Шлепая плицами гребных колес, она нарушала вековую тишину окружающих гор. Оттуда и пришло несчастье: часть исполинского берегового утеса неожиданно рухнула в воду, волной шхуну с полным грузом выбросило на противоположный берег. Да так, что все попытки перетащить ее обратно в воду успеха не имели.
РЕКОРД ПО ЧИСЛУ НАЗВАНИЙ.
Самое большое количество названий имело в былые времена Азовское море. Древние греки называли его Меотидой, римляне - Меотийским, Скифским, а потом Сарматским морем. Пришедшие сюда турки называли его вначале Бахр-Ассак, а затем просто Ассак, что в переводе значит Синее море. Славяне окрестили его вначале Сурожским, а потом остановились на Синем...
ИЗ РЫБАЦКИХ ИСТОРИЙ:
* Бразильские рыбаки оснащают свои удочки необычайно длинными лесками, порой - по нескольку десятков метров. И вот что из-за этого произошло с одним из рыболовов из поселка Капао да Канор (в 100 км от Порту-Алегри). Вышел рыбак на зорьке к морю и, как обычно, замахнулся, чтобы забросить крючок с наживкой подальше. Однако что это? Леска сорвалась с удилища и устремилась куда-то вверх: крючок зацепился за обшивку взлетавшего в воздух спортивного самолёта. А дальше - хуже. Самолет оказался повреждённым, летчик едва сумел совершить вынужденную посадку. Оказывается, тяжелое грузило пробило стекло кабины, а осколки попали в лицо лётчику.
* Около испанского порта Аликанте сел на мель танкер "Дон Хозе" под панамским флагом. Чтобы сняться с мели, экипаж его вынужден был выпустить в море часть груза - 40 000 л красного вина. На большом пространстве вода окрасилась в красный цвет, рыбаки дня два черпаками вылавливали на поверхности "подвыпившую" рыбу.
* Такой улов братьям Джеймсу и Айди Хай, занимающимся ловлей креветок у берегов Флориды, явно не снился. В их сети попалась двухметровая боевая ракета. Братья сильно перепугались. Ракета была новенькая, можно было разглядеть ее серийный номер и надпись: "ВМС. Сделано в США". Вытаскивать ее из сетей было рискованно: катер сильно качало, того и гляди ракета могла стукнуться о борт и тогда... Бросить ракету вместе с сетями было жалко: японские нейлоновые сети стоили недёшево. Братья связались по радио с Береговой охраной и вызвали флотских минёров. "Время, пока мы ждали военных, тянулось, как целая жизнь",- вспоминал позже Джеймс.
* Из старых анекдотов: - Я, - говорит один рыбак, - поймал за ночь три тонны рыбы! - А я, - заявляет другой, - вытащил вчера старинный фонарь с надписью "Капитан Кидд, 1756", и главное - в нем, представь себе, еще горел огонь! - Слушай, - говорит, подумав, первый, - я, пожалуй, скину две с половиной тонны, но ты погаси фонарь! |